С 2009 года вступил в силу федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об энергосбережении). Целью его является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
По оценкам специалистов, значительную экономию энергетических ресурсов можно получить в жилищном секторе нашей страны. Реализация мер по повышению энергоэффективности в жилищном секторе поможет также сэкономить дополнительный объем энергии вследствие сопутствующего снижения потребления первичной энергии за счет теплоизоляции жилых домов. Исследования показывают, что при эксплуатации традиционного многоэтажного жилого дома через стены теряется 40% от общего количества теплопотерь, через окна – 18%, подвал – 10%, крышу – 18%, вентиляцию – 14%. Поэтому свести теплопотери к минимуму возможно только при комплексном подходе к энергосбережению.
С 2012 года начнется техническое освидетельствование жилых домов на класс их энергетической эффективности. Соответствующие указатели должны быть вывешены на фасадах домов. Квартиры в доме с низким уровнем энергоэффективности будут дороже в эксплуатации, и, скорее всего, стоить эта недвижимость будет дешевле.
На показатели энергоэффективности жилых зданий оказывают влияние множество различных организаций, принимающих участие в строительстве, управлении и эксплуатации этих зданий.
Ресурсоснабжающие организации обязаны ежегодно предлагать собственникам жилого дома проведение мероприятий по энергосбережению, в том числе способы финансирования этих мероприятий.
Хотелось бы обратить внимание на то, что лица, ответственные за содержание многоквартирного дома (управляющие организации, ТСЖ, ЖК и т.п.), в течение всего срока эксплуатации обязаны не только обеспечивать установленные показатели энергоэффективности, но и проводить мероприятия по их повышению. Один раз в пять лет показатели энергоэффективности должны пересматриваться в направлении улучшения.
Более того, лицо, ответственное за содержание жилого дома, обязано доводить до сведения собственников предложения по энергосбережению, разрабатывать соответствующие планы и мероприятия, в отопительный период регулировать подачу тепла в целях его сбережения.
Постановлением губернатора области от 12.11.2010 № 1208 утвержден перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, включаемых в перечень требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
К обязательным мероприятиям в отношении общего имущества в многоквартирном доме относят следующие:
1. Балансировка системы отопления с установкой запорной арматуры (задвижек, вентилей, клапанов).
2. Диагностика состояния, промывка трубопроводов, стояков и отопительных приборов системы отопления.
3. Изоляция трубопроводов системы отопления, находящихся в подвальных помещениях, с применением энергоэффективных материалов.
4. Изоляция теплообменников и трубопроводов системы горячего водоснабжения, находящихся в подвальных помещениях, с применением энергоэффективных материалов.
5. Замена эксплуатируемых в местах общего пользования ламп накаливания энергоэффективными лампами, автоматическое управление освещением.
6. Уплотнение и утепление дверных блоков на входе в подъезды и обеспечение принудительного закрывания входных дверей.
7. Установка дверей и заслонок в проемах (продухи, слуховые окна) подвальных и чердачных помещений.
8. Заделка и уплотнение оконных блоков в подъездах.
9. Утепление чердачных перекрытий.
К дополнительным мероприятиям в отношении общего имущества в многоквартирном доме относятся:
1. Модернизация теплового пункта с установкой и настройкой аппаратуры автоматического управления теплоносителем системы отопления в зависимости от температуры наружного воздуха, в том числе с установкой теплообменника горячего водоснабжения.
2. Установка термостатических вентилей на отопительных приборах.
3. Замена трубопроводов и запорной арматуры системы холодного водоснабжения.
4. Установка оборудования для автоматического освещения помещений в местах общего пользования.
5. Установка энергоэффективных электродвигателей, преобразователей частоты.
6. Установка теплоотражающих пленок на окнах и подъездах.
7. Остекление подъездных окон низкоэмиссионными стеклами.
Источником финансирования мероприятий по энергосбережению в отношении общедомового имущества является плата за содержание и ремонт жилья, которая утверждается ежегодно на общем собрании собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
За несоблюдение установленных требований по энергосбережению предусматриваются серьезные административные санкции. Так, статьей 9.16 КоАП РФ закреплена административная ответственность в случаях:
- несоблюдения лицами, ответственными за содержание многоквартирных жилых домов, требований энергетической эффективности об оснащении жилого дома приборами учета потребления энергоресурсов, о проведении мероприятий энергосбережения и повышения энергоэффективности – штраф на ответственное лицо от 5 до 10 тыс.руб., на индивидуального предпринимателя – от 10 до 15 тыс.руб., на юридических лиц – от 20 до 30 тыс.руб.
- несоблюдения ответственными за содержание многоквартирных домов лицами требований по разработке предложений по энергосбережению и повышению энергоэффективности – штраф на ответственное лицо от 10 до 15 тыс.руб., на юридических лиц от 20 до 30 тыс.руб.
Чтобы начать экономить энергетические ресурсы, необходимо начать их считать. По закону об энергосбережении, обязательным требованием по повышению энергоэффективности являются установка приборов учета общедомовых (отопление, холодная и горячая вода, электроэнергия, газ), а также введение их в действие. Исключения сделаны для потребления аварийных и ветхих домов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 г., а также объектов с мощностью потребления электроэнергии до 5 киловатт или тепловой энергии до 0,2 Гкал в час.
Сроки по установке приборов учета также определены Законом: до 1 июля 2012 года – общедомовые и индивидуальные приборы учета отопления, водоснабжения, электроснабжения; до 1 января 2015 года – индивидуальные приборы учета газа.
Собственники жилых помещений, а также лица, ответственные за содержание многоквартирного дома (управляющие организации, ТСЖ, ЖК и т.п.) в течение установленного периода вправе самостоятельно выбрать организацию, осуществляющую установку и ввод в эксплуатацию приборов учета. Это может быть и организация, осуществляющая поставку энергетических ресурсов. Указанная организация не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки приборов учета, используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу они осуществляют.
Если лицо, ответственное за установку приборов учета, его не установило, то до 1 июля 2013 года (в части оснащения приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, общедомовыми и индивидуальными) и до 1 января 2016 года (в отношении приборов учета природного газа) организации-поставщики энергетических ресурсов (ресурсоснабжающие организации) самостоятельно осуществляют установку приборов учета.
Расходы по установке приборов учета ресурсоснабжающей организацией подлежат оплате собственниками жилых помещений, при этом собственники должны обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов.
При этом установку приборов учета граждане-собственники жилых домов и собственники помещений в многоквартирных домах оплачивают равными долями (в течении пяти лет с даты их установки) расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета, используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату начисления.
Данная рассрочка сказывается на удорожании стоимости данных работ до 50%, поэтому, выгоднее установить приборы учета сейчас.